Вход через социальные сети

Через Пикник и оранжерею к успешному бизнесу

Люди будущего / Новости / Через Пикник и оранжерею к успешному бизнесу
просмотров: 1901
 Через Пикник и оранжерею к успешному бизнесу

 

Через «Пикник» и «оранжерею» к успешному бизнесу

Интервью руководителя проекта Виталия Галенчика в сентябрьском выпуске журнала Сильные кадры

Несмотря на то, что на дворе сентябрь, эхо прошедшего лета до сих пор звучит на бизнес-просторах. Сегодня мы будем вспоминать июль и московский открытый предпринимательский фестиваль «Стартап Пикник». О том, что это за фестиваль, какие у него цели и как нужно привлекать инвесторов в стартапы, мы говорим с его основателем – руководителем проекта «Люди будущего» Виталием Галенчиком.

– Виталий, как появилась идея проведения мероприятия, в котором сочетаются деловое общение, консультации для стартапов, встречи с инвесторами и светские развлечения?

- Идея о необходимости развития предпринимательства через частную (не государственную инициативу) зарождалась давно. Но обрела форму практически случайно, в кафе. Я обсуждал сложности зарождения предпринимательства с моим товарищем - Евгением Савиным. Наши идеи схожи – мы понимаем, что возрождение экономики лежит в предпринимательстве, и каждый по своему, создаем условия и инструменты для того, чтобы предпринимательские проекты множились и росли. Окружающая среда достаточно агрессивна, и мы делаем со своей стороны все возможное, чтобы создать некие оранжерейные условия для молодых проектов. Решение о Пикнике созрело спонтанно: мы просто решили, что хоть это и сложно, но крайне важно. Решили делать и пожали руки.

 - Насколько реально сейчас молодым предпринимателям найти «бизнес-ангелов»?

- Если предприниматель горит своим проектом и своей идеей, он все равно найдет поддержку. Но очень много людей считают, что достаточно просто упаковать какую-то идею и прийти с ней к инвестору за деньгами. Это самое главное заблуждение нашего рынка. Инвестор – «бизнес-ангел», профессиональный инвестор или инвестиционный венчурный фонд – дает деньги не за идею, инвестор дает деньги… за глаза. Если он видит горящие глаза, он когда-нибудь согласится. Но будет проверять всеми возможными способами, насколько долго человек готов будет жить этой идеей. Если проситель пришел, ему отказали, и он больше не появляется, – значит ему ничего и не надо. Тому, кому надо, придет 5 раз. Мало того, он попытается сделать свой проект и без денег. И в следующий раз придет к инвестору не с той же стадией, а скажет: «А мы уже доделали свой продукт и сделали без вас то, то, и то, на свои деньги». Рано или поздно инвесторы в хорошие проекты включаются.

 - В какие виды деятельности инвесторы сейчас предпочитают вкладывать деньги?

 - Инвесторам интересны быстрорастущие отрасли, IT.  Сейчас очень мощный тренд на биотек, на робототехнику, но, к сожалению, у нас в стране достойные проекты в этих областях можно сосчитать по пальцам. Почему IT получило такой взрывной рост? Потому что это самый дешевый рынок для входа. У нас очень много айтишников, которые устали от корпораций, от найма, и они пытаются запустить какие-то собственные проекты, но, по моим ощущениям, только процентов 5 из них нацелены на деньги. Все остальные идут в эту область по «зову моды».  IT – это тренд. Там выстрелило несколько громких проектов за последнее десятилетие: Google, Facebook, сейчас недавно, если слышали, Tumblr. 27-летний Дэвид Карп – это новая модная звезда. Он продал свою долю Yahoo, он мультимиллионер и тем подогревает интерес к этому рынку.

 - Что касается фестиваля «Стартап Пикник», Вы организуете что-то подобное в регионах?

 - Два года назад я запустил формат Russian StartUpTour. Вместе со Зворыкинским проектом, мы объехали 10 городов, протестировали его, посмотрели регионы, но, к сожалению, у нас были деньги бюджетные, и мы не смогли реплицировать эту модель и сделать ее ежегодной. Нынче этот формат представлен группой институтов развития. Я считаю, что в регионах необходимо зародить среду, чьи люди будут черпать из Москвы энергию, адресовать вопросы столице, где собрались лучшие эксперты. Для того, чтобы в регионах родилось что-то свое, необходимо из Москвы это подталкивать, но не госфинансированием или госпрограммой, цель которой бумажный отчет, а в первую очередь с помощью людей, который знают как это делать, и хотят этим заниматься. Те, кто отвечает на федеральном уровне за развитие предпринимательства, в своем большинстве не имеют положительного предпринимательского опыта. Мы, например, делаем свой проект абсолютно за свои средства. Мы осознаем, что если мы не «заразим» предпринимательством новый пласт людей, то дальнейшего развития экономики просто не будет.  А когда у тебя есть такое понимание, сиюминутные заработки уходят на второй план. Я мыслю в глобальных масштабах и у той реальности, в которой существую, вижу какой-то конец. Наш проект в большей части миссионерский, потому что речь о будущем, а точнее об его трансформации. Мы ничем другим вообще не можем заниматься, потому что осознаем те угрозы, которые не просто потенциальные – они к нам уже заходят.

 - Рецессия – проблема глобального масштаба.

 - Она катастрофическая, и, к сожалению, единого решения у нее нет. Мы видим, что сейчас происходит в Греции, Португалии, Испании, в Китае сейчас начинаются эти процессы.  Для нашей экономики много угроз внешних, плюс у нас нет внутренней единой стратегии, того вектора, встав на который, страна могла бы найти решение своей проблемы.

В каждый период времени макроэкономические проблемы решаются по своему. В прошлом веке, такое решение, по сути, было найдено в США после великой депрессии 1929 года, когда правительство решило строить дороги по стране, и благодаря этим дорогам начал зарождаться частный бизнес: автомойки, шиномонтажи, заправочные станции, кафе. Благодаря этому через 10 лет Америка вышла из тяжелейшего кризиса – появилась платформа, на которой появился новый пласт людей, через свой маленький бизнес, по сути, перезагрузив и запустивших всю систему целиком. Они смогли встать на ноги и вместе с собой подняли всю страну.  У нас сейчас можно сделать то же самое, но способы должны быть другие. Мы тоже хотим «построить дороги», но только информационные, чтобы люди, вклиниваясь в эти потоки, получали все, что им необходимо для создания хоть какого-то своего рабочего места.

- Наши многое читатели – начинающие бизнесмены или те, которые хотят начать свой бизнес. Что Вы им посоветуете?

 - В первую очередь, нужно к себе подойти критично, потому что бизнес – штука достаточно жестокая, но и с большими горизонтами. Вообще, должно понимать, что любой бизнес – это всегда продажи. Если нечего продавать, то нет бизнеса. Если плохо продается, бизнеса тоже нет.  Нужно всегда видеть, где и как делать свою продажу, кто твой конечный покупатель. Менеджер с зарплатой 25-30 тысяч рублей это один потребительский сегмент, менеджер получающий 45-60 тысяч – совсем другой.  Это абсолютно разные люди, их модель поведения принципиально разная, они обитают в разных местах и каждый реагирует на индивидуальный для своего сегмента рекламный посыл.

 - Стоит начать с того, чтобы найти своего покупателя?

 - Нет, стоит начать с понимания, чем тебе конкретно в жизни интересно заниматься, потому что одним интересно продавать что-то, другим интересно создавать. Все-таки давайте разграничивать бизнес и предпринимательство. Можно заниматься предпринимательской деятельностью как на перепродаже, так и на танцах. Можно продавать себя как исполнителя танцев. Можно придумать новую спортивную игру и продвигать ее как свой проект. Человек должен себя идентифицировать, чтобы понять, как это продать рынку. Человек должен видеть себя в течение жизни, потому что жизнь – это, по сути, какой-то период, которым нужно управлять. Человек им управляет или не управляет. И в первую очередь молодой начинающий предприниматель задуматься: а твоя ли вообще это тема, или ты пытаешься просто где-то заработать? Горизонты безграничны, но пути у всех разные. Нужно выбрать свой путь и идти по нему.

- Тогда от чего Вы предостережете предпринимателей. От каких главных ошибок?

 - Ошибок много, но основная ошибка – это переоценка своих возможностей. Когда человек, увидев какую-то гипотетическую нишу, сразу начинает вкладывать в нее все, что у него есть. Всегда нужно проверять свою бизнес-модель и своего клиента. Причем, для этого не необязательно оформлять юридическое лицо, нанимать секретарей и бухгалтеров. Но всегда есть люди, которые хотят найти инвесторов для того, чтобы у них был офис, кофемашины с секретарем, со штатом... Это не нужно до тех пор, пока идея не апробирована.

Есть такое понятие пайвот – это разворот. Бывает, что компания делает какое-то предложение рынку. Если он ее не принимает, специалисты садятся и думают: «Почему не приняли, а вот, наверное, потому». И делается пайвот – они трансформируют свое предложение клиенту до тех пор, пока серия пайвотов не приведет к какому-то нужному продукту. Вот до этого момента ни в коем случае нельзя инвестировать лишних средств – как своих, так и чужих. А у нас люди большей частью своей просто хотят купить технику: «Я придумал идею, дайте денег – я ее попробую». Пробуй сам, а инвестор тебе даст денег, когда ты четко покажешь: «Вот мои клиенты».

 - Тем более сейчас есть масса инструментов, с помощью которых можно проверить идею.

 -  До расцвета этих стартаповских различных философий люди занимались жесточайшим бизнесом без какой-либо поддержки. Сейчас на рынке много игроков, которые дают инструменты и создают условия для того, чтобы проект мог развиваться. Люди поменялись, и мы их, по сути, уговариваем заняться бизнесом и стать свободными, потому что, с одной стороны, бизнес – это очень тяжело и трудно, а с другой, – это полная свобода, потому что ты управляешь и делаешь все, что угодно, без начальника и отчетов.

 - Если оценивать нашу страну, то люди хотят больше работать на наемных должностях или заниматься предпринимательством?

 - Большинство хочет максимального спокойствия и минимальных трудозатрат: чтобы в 18.00 часов выходить с работы и гарантированно иметь свои средства. Но этот подход в ближайшее время прекратит свое существование, потому что страна просто не может обеспечивать трутней, пусть это и жестко сказано. Я считаю, что человеку, в принципе, незачем платить зарплату, если он не горит своей идеей. Чаще он просто не нашел себя и ту область, которая его заводит. И мы, я имею в виду проект Люди будущего, как раз хотим помочь людям определиться с их талантами, чтобы они ставили себе реальные цели и достигали их.

Источник: Сильные кадры

 

Поделиться ссылкой в социальных сетях :