Вход через социальные сети

Герои нашего времени

Люди будущего / Блог / Герои нашего времени
просмотров: 550
Герои нашего времени

Основатель стартап-акселератора Russian Startup Tour и руководитель проекта «Венчурная Академия» Виталий Геленчик написал для ЦП колонку, в которой подробно описал известные ему «виды» стартаперов — от начинающего до бывалого.

Последние четыре года моей профессиональной деятельности были насыщены тесным общением с сотнями «новых гениев» — стартаперами. Обобщив опыт таких разговоров, предлагаю на суд общественности новый термин — «стартапинг».

Предприниматели делают бизнес, а стартаперы занимаются стартапингом. Про предпринимателей сказано многое, сейчас же интересно заострить внимание на сегменте стартаперов.

Но для победы над настоящими трудностями предпринимательского мира они недостаточно мотивированы. В силу отсутствия должной мотивации, стартаперы начинают игнорировать сложные области построения бизнеса, и, как бы, откладывают их на потом — когда найдется лояльный инвестор, или в полной мере будет сформирована команда, или найдется волшебный лоббист, продвигающий проект в сегмент B2G.

Путь стартапера пролегает параллельно пути предпринимателя, и они редко имеют точки пересечения. Основное отличие стартапера от предпринимателя — искаженное сознание, в рамках которого стартапер ориентируется не на рынок и потребителя, а на привлечение инвестора и получение всевозможных грантов и субсидий. Потенциальный потребитель стартаперу тоже интересен, но не в разрезе реальных продаж, а для увесистой диаграммы в презентации.

Стартапер не стоит на месте, он развивается. Если предприниматель осваивает области своей ниши и становится в ней экспертом, классический стартапер видоизменяет свое мировоззрение, не всегда при этом трансформируясь как профессионал и как личность. Я склонен выделять три стадии развития стартаперов.

Начинающий

Считает, что идея — самый ценный актив. И именно поэтому он ее не воплощает и практически никому о ней не говорит. Искренне любит свою идею. Обладает начальными навыками работы с PowerPoint, цитирует Джобса. Никогда не видел живого инвестора, но уверен, что любой из них ждет его идею для щедрых инвестиций. Идеология: «Мы наш, мы новый мир построим, только нужно привлечь немного средств». Сколько — точно не знает, но минимум миллион (все просят от миллиона). Считает, что стартап — это синоним ИТ-компании.

Опытный

Понял, что идея без реализации не ценится, но по-прежнему ее не воплощает — не хватает ресурсов, экспертов, времени (чаще всего работает по найму). Обильно использует слова «экзит», «пайплайн», «ебитда», «коммитмент». Цитирует Бренсона и Элона Маска. Мир менять не собирается, но хочет поживиться на продаже своей идеи. Уже встречался с несколькими инвесторами и уже начал понимать, что «мы свяжемся позже» означает мягкий отказ от инвестирования.

Бывалый

Прошел какой-то курс акселерации или школу бизнеса, так и не воплотив проект. Прочитал Кавасаки, сфотографировался с Бобом Дорфом. Аргументирует свою позицию лексикой Стива Бланка. Разочаровался в российской венчурной отрасли (так и не признался себе, что не смог обмануть капиталиста) и ориентируется на гранты и всевозможные субсидии. Ругается на РВК и надеется, что возьмут резидентом в Сколково. Лестно отзывается о ФРИИ — ведь все лестно отзываются о ФРИИ! Обижен на московскую власть — познакомился с Комисаровым, а того не стало. Проект свой не любит, но решил железно, что денег на нем «поднимет» — не терять же три года. Фрустрирован, подавлен, часто всё критикует, но менять ничего не собирается.

Что касается приверженности своей идее, здесь классификация стартаперов такая:

  1. Преданные идее.
  2. Прыгающие по идеям.
  3. Реализующие идеи научных руководителей своих кафедр.

Преданные из года в год посещают мероприятия с одними и теми же презентациями, лишь незначительно корректируя в них выборочные слайды. Иногда дизайн. Самые продвинутые из них собрали кривой прототип, который не полностью работает, устарел внешне, и не до конца реализует основную функцию. Уже узнают друг друга в лицо, и формируют своеобразную тусовку. Тусовку с одной общей характеристикой — они практически не двигаются вперед без инвестора.

Прыгающие по идеям стартаперы встречаются часто, но они представляют наименьший интерес, так как наиболее далеки от успеха. А вот студенты, пытающиеся выстроить высокотехнологический стартап на базе патентов, принадлежащих кафедрам и научрукам, достойны отдельного рассмотрения.

Эти индивидуумы слепо следуют своим руководителям, которые используют их как пушечное мясо для захода «к Бортнику» и за другими грантами. Их стартапы «хардовые» — похожие на монстра Франкенштейна огромные железяки с всевозможными ответвлениями, патрубками и штуцерами. Они шумные, неказистые и тяжелые. Это называется «инновации». Коммерциализация научных разработок — достойная инициатива, но не доведенная государством до логического завершения. Такие разработки устарели еще во времена СССР, прорывных технологий не наблюдается, да и взяться им пока неоткуда. Единственная цель таких стартапов — отщипнуть немного средств от пресного бюджетного пирога, освоить их и отчитаться по правилам.

Несмотря на отсутствие реального опыта, правильный стартапер уже четко знает, что делать, и имеет жесткую жизненную позицию.

Позиция по продукту

Считает, что продукт его стартапа купит как минимум каждый четвертый. И это только в России! Любому понятно, что это миллиардный рынок. Маркетинг, позиционирование, сегментирование… Этим должен заниматься наемный профессионал. А для его инкорпорирования в стартап нужно всего лишь привлечь инвестора. К потребителю стартапер выходить не хочет и отгораживается монитором компьютера — он считает, что основные гипотезы можно проверить с помощью контекстной рекламы и работы с социальными сетями. Про каналы к потребителю знает мало или не слышал вовсе. О том, что их может быть больше пятидесяти, даже не предполагает (за знания он не платит, а на бесплатных конференциях такой детализации не встречал).

Видение и стратегия

Стратегия развития у стартапера есть. Только он не просчитывал стоимость ее воплощения.

Команда

Нанимать (приглашать в партнеры) хороший стартапер должен всегда лишь того, кого он ментально может перебороть, подчинить. А если специалист спорит и не соглашается с основателем стартапа, то пускай работает в другом месте.

Делегирование

Управлять командой достаточно просто. Для этого нужно постоянно показывать всем, кто в проекте главный, ругать за ошибки и не поощрять достижения — чтобы не расслаблялись. Самому ничего делать не нужно, основная задача стартапера — поставить задачу и контролировать ее реализацию, подгоняя исполнителя.

Доля компании

Отдавать инвестору не более 15% компании, минимум за $5 млн. Меньше брать попросту стыдно.

Продажи

Продажами должен заниматься продажник, но никак не фаундер!

Прототип

Чтобы довести прототип до нормального состояния, нужны инвестиции. Свои деньги вкладывают в стартап только дураки.

Мероприятия

Порядочный стартапер должен посещать как можно больше разных тусовок, и особенно в рабочее время. Такие ивенты должны быть с бесплатным входом — это даже не обсуждается. На платные нужно суметь просочиться бесплатно, по квотам или через знакомых. Обязательный ритуал (если повезет с ФСО) — инстаграм Дмитрия Медведева, рассматривающего очередную технологическую инновацию.

Напоследок хочется обозначить цель сего опуса. Объясняя предпринимателям схожие истины и развенчивая мифы, я решил преподнести это еще раз в саркастической и утрированной форме. Для начинающих следует подчеркнуть, что все написанное выше никак не может служить инструкцией. Скорее это контринструкция, чтобы понять которую нужно немного поразмыслить. Размышлять нужно всегда.

Поделиться ссылкой в социальных сетях :